Дискретные заметки из-за кулис Церемонии вручения Премии «Шансон Года»

Дискретные – это потому что фрагментарные, неполные и даже не претендующие. Честно скажу, в этот раз скорее тусовался, чем был зрителем «от и до». Ради непосредственного общения с господами артистами и шансонными деятелями. И с представителями прессы, откуда суть корни мои, тоже. Журналиста из когорты «акул пера» Мишу Марголиса вот увидел и вспомнил слова Артура Вафина о том, что своими отдельными проявлениями (имелся в виду хэдлайнер концерта Стас Михайлов) жанр становится модным и, не побоюсь этого слова, молодежным. Более того, применительно к Стасу даже «сарафанное радио» работает! Недавно знакомая спросила, мол, ты же дока – кто такой этот Стас Михайлов, о котором подруга сказала, что супер – надо послушать. И вот вам парадокс: модно-молодежно, но в то же время – взросло вполне! И это не на предмет звездного состава участников Церемонии, а по поводу Михайлова конкретно. Мы с Артуром, было дело, обсуждали эту тему о взрослении жанра. Теперь мысли такие: в 80-е прошлого про музыкантов «новой волны» говорили, что эти ребята знают три аккорда, но это правильные аккорды. Проецируя вышеприведенное на нашу ситуацию – да хоть эстрадой назовите песни Михайлова, хоть попсой. Главное, что это правильная попса. Шлягерная плюс дорогая, фирменная – «лакшери», как говорит Вафин. И что немаловажно, почему-то замеченная и явленная слушателю отнюдь не попсовым радио. Не истолкуйте мои слова по поводу дорогого продукта превратно. Разумеется, Россия наша и «простой продукт имеет». Но у всех ли это «правильные три аккорда»? У Розенбаума – да. Но он, извиняюсь, с одной акустикой и без декораций своей энергетикой зал в кресла вжимает!

Впервые мы, пожалуй, на ежегодных площадках «Радио Шансон» увидели жанр в столь полном представительстве. Из грандов только Новикова не было, кажется. (Ну, и Кучина, хотя, мне кажется, его отрыв от большой аудитории носит программно-маргинальный характер и в силу этого ликвидации не поддается. Очень жаль. Я почему-то уверен, что публика в КДС приняла бы его очень тепло...)
А так – все были на этой Церемонии. Были есть и будут – как ушедшая от нас Катя Огонек, в чьей песне звучал со сцены «живой» скрипичным реквием.
От вспышек за кулисами трудно уворачиваться и это дорогого стоит – не поп-концерт, чай! Сергей Трофимов с американским роком о России, Вилли Токарев с рекламой будущей книги и «Журавлями» (легендарными), Любовь Успенская с собачкой ... «Белый орел» без орла, но – уверенно наш, в точку попали организаторы! Я как-то пошутил, что «Пожалей, меня, пожалей» Трофимова – это столь же народная вещь, сколь «Как упоительны в России вечера» «Орла». Стоп! А вот тут готов поспорить. Рэгги Михаила Круга «Мышка» и рэгги «Шепот травы» Леонида Агутина – это, не один и тот же шансон, хе-хе! Дух разный, почва разная, трава разная. Хотя, к слову, отсутствие былого «босоногого» куража многое нивелирует, а дуэтность с Анжеликой Варум – эстрадизирует. Я, грешным делом, надеялся, что взбодрят как-то, а то, сказать откровенно, не хватало в концерте боевиков быстрых, переборчик все-таки получился с медляками и среднетемповыми. Вот у Толи Полотно с Федей Кармановым номер «Письма» зажигательный вышел с переодеванием в форму, с солдатиками и матросиками. Однако же какая-нибудь «Гоп-стоп, сало!» публику бы, наверняка, сильнее завела. Впрочем, здесь я не могу не принимать во внимание исходные параметры затеянного «Радио Шансон» действа – номинации и категории. Плюс к этому – режиссерский концепт. А, судя по тому, что после теплых слов Евгения Росса о своей малой родине Алтае, к микрофону вышел Игорь Слуцкий и спел «Калину красную» – таковой концепт определенно имел место. Как и сюрпризы. В одном концерте Розенбаума сменяет Шуфутинский – что на это скажете?! Если б еще второй с песней первого... но это, кажется, вообще уже из серии «о несбыточном», хотя... Два мэтра: автор-исполнитель и чистый исполнитель – антиподы. У первого – кинжальная энергетика, которая несется прямо к зрителю, спонтанность, минимализм и демократичность (джинсы). У второго – подготовленный событийно-человеческий повод (композитор Морозов) и вкусные сценические номера с костюмами, балетом и хором. Шансон как он есть в мЭтральном срезе. Только на такой Церемонии и увидишь.

© Роман Никитин, 2009